Суббота, 18.05.2024, 15:12
Психея

 Каталог файлов

Меню сайта
Портфолио
Категории раздела
Консультации [30]
Кабинет психоразгрузки [7]
Школа молодого педагога [21]
Семинары - практикумы [6]
[ID:20]
Коррекционные игры и игровые упражнения [4]
[ID:74]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 155
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Информация для воспитателей » Семинары - практикумы

    Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей
    04.04.2014, 20:21

    Каждый человек — творец собственного благополучия
    Ричард  Стил

    Уважаемые коллеги!

    Приглашаю вас принять активное участие в семинаре - практикуме «Эмоционально – психологическое благополучие педагогов в условиях модернизации дошкольного образования».

    Цель семинара - практикума: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов МБДОУ.

    Задачи:

    - Знакомство с понятиями «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».

    - Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

    - Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

    - Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

    Семинар - практикум состоит из двух частей:

    1.Теоретическая часть.

    2.Практическая часть.

    1.Теоретическая часть.

    Актуальность

    Психолог:

           В настоящее время модернизация системы образования вступила в период адаптации к рыночным отношениям, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольных образовательных учреждений как первой ступени в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании», ориентирующая на построение новой системы дошкольного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.  

           В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование.

           Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

    У педагога – разноплановая социальная ответственность: за обучение, воспитание и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за безопасность и здоровье ребенка. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги  буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».

    По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

          От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
    В настоящее время организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.

    Теория вопроса - определение сущности понятия понятие«психологическое здоровье» . Психолог:    

    -Уважаемые коллеги! Как вы считаете, что же такое психологическое здоровье? (выслушивание  мнения педагогов).

    В «Психологическом словаре» (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)  психологическое здоровье рассматривается как состояние (или характеристика) душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

    Митина Л.М.  рассматривает понятие «психологическое здоровье» как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности педагога.                                                       

    Психологическое здоровье – это баланс между внешней и внутренней гармонией человека.                                                                                

    Психологи сходятся во мнении, что «психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно…Жизнь их полна смысла, имеет цели. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью.

    Психолог:

    - Коллеги, опишите портрет психологически здоровой личности.

    -  Какой это человек?

    Портрет психологически здоровой личности  выглядит так: это человек – жизнерадостный, познающий мир не только разумом, чувствами, но и интуицией.

    Психологически здоровые люди  - большие жизнелюбы. Они умеют получать удовольствие от жизни в большом и в малом количестве. Даже в самой катастрофической ситуации  они не теряют надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личности необычайно активные - не боятся рисковать, не боятся неудач - умеют спокойно пережить их и не сломаться. У психологически здоровых людей - положительная самооценка.  Они не преувеличивают собственных достоинств, а стремятся каждую минуту стать лучше, преодолевать свои недостатки.  Уважают в себе личность. Именно такие люди способны глубже и полнее любить.                                               

    Теория вопроса - определение сущности понятия понятие «эмоциональное благополучие».

          В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. Все  стрессовые факторы оказывают негативное влияние на  эмоциональное благополучие педагога.

    Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое?

    Психолог:

    - Коллеги, опишите эмоционально - благополучного человека.

    - Какой это человек?

    Упражнение 1 «Незаконченное предложение»

    «Эмоционально-благополучный человек - это...» (выслушивание  мнения педагогов).

    Это уверенный в себе человек, удовлетворенный своей жизнью и работой, с позитивным настроением, хорошим здоровьем, работоспособный.

    Психолог:    

    - Коллеги, что же такое эмоциональное благополучие? (выслушивание  мнения педагогов).

    Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные  психологи, например,  Слободчиков И.М. считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

    Под эмоциональным благополучием Урунтаевой Г.А. понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

    Психолог:    

    - Итак, исходя из трактовки понятия «эмоциональное благополучие», можно сказать, что эмоциональное благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.                                                                                           

     -Давайте выделим факторы, влияющие на эмоциональное благополучие.

    - Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)? (выслушивание  ответов  педагогов).

    Психолог:    

    - Коллеги,  в  результате ваших ответов мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

    • Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (воспитанниками, коллегами, родителями, администрацией).
    • Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
    • Результативность (успешность) педагогической деятельности.
    • Учебная нагрузка.
    • Способность противостоять стрессу.
    • Умение решать конфликтные ситуации.

    Таким образом, коллеги, получается, что понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Поэтому, говоря об эмоциональном благополучии, мы не можем не затронуть, понятие «эмоциональный педагог».

    - Как вы думаете, что означает  понятие «эмоциональный педагог».  Какой это педагог? (выслушивание  ответов  педагогов).

    Итак, исходя из вышесказанного вами,  эмоциональный педагог -  это  прежде всего, человек, который:

    • умеет выражать свои чувства,
    • обладает навыками саморегуляции,
    • понимает себя и свое эмоциональное состояние,
    • понимает чувства и эмоции детей.

    Получается, что равнодушный к чувствам и переживаниям педагог столкнется с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем чувственее  и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом, и каждому ребенку в отдельности.

                                                                                                                  Педагог - психолог:  Макалова И.И.                                                                                                                                                            

    Категория: Семинары - практикумы | Добавил: МакаловаИИ
    Просмотров: 8659 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/9
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: