Суббота, 18.05.2024, 16:06
Психея

 Каталог файлов

Меню сайта
Портфолио
Категории раздела
Консультации [46]
Самодиагностика [5]
Развивающие игры [16]
[ID:18]
Релакс [3]
ID:27]
Мастер - классы [3]
[ID:75]
Детско - родительский клуб "Родительская академия" [5]
[ID:76]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 155
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Информация для родителей » Развивающие игры

    Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук
    16.05.2013, 19:03

    ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

    "Сидит белка..

    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому.

    Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

    "Дружба"                          

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики
    (пальцы рук соединяются в "замок").
    Мы с тобой подружим маленькие пальчики
    (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
    Раз, два, три, четыре, пять
    (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
    Начинай считать опять.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

    "Дом и ворота"

    На поляне дом стоит ("дом"),
    Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
    Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
    В этот домик приглашаем ("дом").

    Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

    "Кольцо"

    • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
    • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
    • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

    "Пальцы здороваются"

    • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

    "Оса"

    • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
    • то же левой рукой;
    • то же двумя руками;

    "Человечек"

    • указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
    • те же движения производить пальцами левой руки;
    • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

    "Коза"

    • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
    • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
    • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

    "Очки"

    • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

    "Зайчик"

    • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
    • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
    • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

    "Деревья"

    • поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

    "Птички летят"

    • пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

    "Сгибание-разгибание пальцев"

    • поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
    • выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
    • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
    • согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
    • выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
    • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

    "Бочонок с водой"

    • согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

    "Миска"

    • пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

    "Крыша"

    • соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

    "Магазин"

    • руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

    "Цветок"

    • руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

    "Корни растения"

    • прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
    • одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";
    • кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
    • положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

    "Кулак-ребро-ладонь"

    • на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

    Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

    Развитию ручной моторики способствуют также:

    • Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
    • Нанизывание бус, бисероплетение;
    • Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
    • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
    • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
    • Рисование по точкам, пунктирным линиям;

    Массаж рук.

    Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

    1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
    2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
    3. Упражнение "Сорока-белобока"
    4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
    5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
    6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
    7. Интенсивное растирание каждого пальца
    8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
    9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик прыг в кровать,
    Этот пальчик прикорнул,
    Этот пальчик уж уснул.
    Тише, пальчик, не шуми,
    Братиков не разбуди.
    Встали пальчики, ура!
    В детский сад идти пора.

    "Пальчики здороваются"Повторить первое упражнение.

    Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими». Взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но и общей, и мелкой моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга. Поэтому для полноценного и динамичного речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные. Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

    «Пальчики здороваются»

    Идут четыре братца
    Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
    Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
    Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
    Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
    Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
    Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

     «Дружные братья»

    Ну-ка, братцы за работу,
    Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
    Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
    Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
    А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
    А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
    А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

    «Этот пальчик»

    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - наш малыш!
    (поочередно загибать пальцы в кулачок)

     «Помощники»

    Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
    Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
    Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
    Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

    Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

    • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
    • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
    • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
    • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
    • собирать различные мозаики.

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

    Все перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.

     

    Источники материала:

    1.О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001
    2.Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
    3. Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками Изд.: «Карапуз», 1998 

    Категория: Развивающие игры | Добавил: МакаловаИИ
    Просмотров: 3468 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.9/7
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: